Факультет N 3. "Системы управления, информатика и электроэнергетика", МАИ Сайт Московского авиационного института (государственного технического университета) Вы попали на страницу кафедры 310, "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы", МАИ. Вы попали на страницу кафедры 310, "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы", МАИ. Вы попали на страницу кафедры 310, "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы", МАИ.
История кафедры
О специализации 181002
О специализации 181105
О специализации 190603
Новости
Контактная информация
Карта сайта
Преподаватели
Абитуриенту
Направления
центр СЭМиУ
отдел ЭПКТС
НПФ РЭЛМА
ИСФТТ
OAO АВЭКС
НИИЭМ
ФПГ НТТ
ТС поддержки КиД
Мед. колледж N 1
Труды кафедры
Книги
Статьи
Метод. литература

Центр сверхпроводниковых электрических машин и устройств

 
 Научно - производственная деятельность   >   центр СЭМиУ   >   
      "Центр сверхпроводниковых электрических машин и устройств" МАИ кафедры 310 основан заслуженным деятелем науки и техники профессором, д.т.н. А.И. Бертиновым и ведет разработки электротехнического оборудования с использованием явления сверхпроводимости, начиная с 1963 года. В 1970 - 1985 г. с участием МАИ разработаны, созданы и испытаны уникальные образцы низкотемпературных сверхпроводниковых электрических машин: униполярный генератор мощностью 0,5 МВт (руководитель работ - профессор, д.т.н. Б.Л. Алиевский) и бортовой синхронный генератор мощностью 0,7 МВт (руководитель работ - профессор, д.т.н. А.И. Бертинов). Выполнен ряд проектов бортовых криогенных энергетических установок мощностью 10 - 30 МВт (руководители работ - профессора, д.т.н Д.А. Бут и Л.К. Ковалев).

      С 1990 г. в "Центре сверхпроводниковых электрических машин и устройств" МАИ (руководитель работ - профессор, д.т.н. Л.К. Ковалев) проводятся работы по созданию принципиально нового класса электрических машин с объемными высокотемпературными сверхпроводниками (ВТСП) и магнитного подвеса с ВТСП для систем высокскоростного транспорта. В 1990 - 2003 гг. эти исследования проводятся по программе ГКНТ "Актуальные направления в физике конденсированных сред" (направление "Сверхпроводимость"). С 1995 г. при поддержке Миннауки России и Германии начаты работы по созданию первых опытных образцов ВТСП двигателей и устройств. Для выполнения этих работ при поддержке и непосредственном участии член-корр. РАН Н.А. Черноплекова были созданы Российско-Германская и Российско-Английская кооперации в составе: МАИ - головной разработчик, ВНИИ НМ им. Бочвара, НИИ ЭМ (г. Истра) ВЭИ, ИФТТ (г. Черноголовка), ФПО "Новые транспортные технологии" и IPHT (г. Йена, Германия), электротехническая фирма "Освальд" (г. Милтенберг), IEMA (г. Штутгарт), Дрезденский университет, Оксфордский университет (Англия).Полномасштабный ВТСП двигатель мощностью 100 кВт

      В результате работ, проведенных в 1990 - 2004 гг., были получены следующие основные результаты:

  • Созданы первые в мире серии гистерезисных ВТСП двигателей мощностью 100 Вт, 500 Вт, 1 кВт и 4 кВт, работающих в среде жидкого азота. Показано, что эти двигатели превосходят в 4 - 5 раз по массогабаритным параметрам электрические машины традиционного исполнения.
  • Разработаны, изготовлены и испытаны новые типы реактивных синхронных ВТСП двигателей мощностью 0,5 кВт, 2 кВт, 5 кВт и 10 кВт, работающих при температурах жидкого азота. Уникальные свойства YBCO керамик позволили существенно повысить (в 3 - 4 раза) эффективность разрабатываемых двигателей.
  • Совместно с ОАО "Туполев" разработан и испытан первый образец бортового крионасоса с ВТСП двигателем (для проекта "Криоплан").
  • В ноябре 2001 г. в МАИ успешно проведены технологические испытания 1-ой секции реактивного 100 кВт ВТСП двигателя (в 1/4 длины машины).
  • В мае 2002 г. создан и успешно испытан полномасштабный ВТСП двигатель мощностью 100 кВт (рисунок слева вверху).
  • Модель магнитного подвеса с использованием объемных ВТСП для высокоскоростного транспорта (в масштабе 1 : 15)
  • В 2002 г. в МАИ совместно с ФПО "Новые транспортные технологии" создана первая в России модель магнитного подвеса с использованием объемных ВТСП для высокоскоростного транспорта (в масштабе 1 : 15) (рисунок справа).
  • Испытан крупномасштабный макет магнитного подвеса с ВТСП грузоподъемностью ~ 0,4 т с длиной магнитного пути ~ 5 м (рисунок слева внизу).

      Крупномасштабный макет магнитного подвеса с ВТСПНа основе проведенных экспериментальных и теоретических работ в МАИ были разработаны основы теории, расчета и проектирования новых типов ВТСП двигателей и систем магнитного ВТСП подвеса. Получены патенты на новый класс электрических ВТСП машин и устройств.

      Лидирующие позиции разработчиков в области создания новых типов электрических машин на основе объемных ВТСП являются общепризнанными как в России, так и за рубежом, и отмечены рядом дипломов и медалей международных конференций и выставок.

      Работы МАИ по созданию новых типов электрических машин на основе высокотемпературных сверхпроводников отмечены премией Правительства РФ в области науки и техники за 2002 год.

      Контактные реквизиты:
      Адрес: 125993, А-80, ГСП-3, Москва, Волоколамское шоссе, 4, "МАИ", каф. 310
      Телефоны для связи: (499) 158-00-10, 158-45-67
      Факс: (499) 158-45-67
      Е-mail: kovalev@mail.sitek.net


HotLog AllBest.Ru

Страница создана и поддерживается с помощью оригинального интерфейса управления
web_k310@mail.ru

Последнее обновление 21.06.2004 г.